Сейчас в наличии — на заказ
Размер — 31см Х 35см
Материал — липовая доска с фигурным ковчегом, льняная паволока, меловой левкас, натуральные пигменты (полудрагоценные минералы), сусальное золото 960й пробы, гравировка по золоту, холодные Итальянские эмали, олифа, защитный лак
Срок изготовления на заказ — от 30 дней
Артикул иконы № 2401041
- Освящение Иконы в Свято — Троицкой Сергиевой Лавре
- Бесплатная доставка по России
- Бесплатная консультация у иконописца — технолога: 8(925)9233779
ЗАКАЗАТЬ ИКОНУ
За основу для данной композиции была взята, наверное, самая известная икона Спасителя — икона «Христос Пантократор» из Синайского монастыря — это выдающийся пример ранневизантийского искусства, который датируется серединой VI века. Она представляет собой энкаустическую икону, что означает, что для её создания использовалась техника восковой живописи, в которой пигменты смешиваются с воском и наносятся на поверхность. Это изображение Иисуса Христа в иконографическом стиле Пантократора является одним из самых древних известных иконописных изображений Христа и, безусловно, имеет огромное значение как в художественном, так и в религиозном контексте.
Икона была создана в Константинополе, тогдашней столице Византийской империи, в период правления императора Юстиниана I. Этот император известен своими масштабными строительными проектами, включая возведение знаменитого собора Святой Софии. В то время Юстиниан также придавал большое значение укреплению монастырей и церквей, и именно поэтому эта икона была направлена в дар Синайскому монастырю, где в это время шла реконструкция базилики и укрепленных стен. Синайский монастырь стал важным центром христианства, и эта икона сыграла значительную роль в его духовной жизни.
Икона была обнаружена в XIX веке, и её реставрация в 1962 году позволила исследователям выявить множество интересных деталей. Во время реставрации было установлено, что икона, предположительно, подверглась обновлению в XIII веке с использованием темперной живописи. Это обновление могло быть направлено на сохранение и улучшение изображения, однако оригинальная восковая поверхность была очищена, что дало возможность увидеть первоначальную работу художника.
Физиогномические черты, которые были присущи Иисусу на этой иконе, стали основой для многих последующих иконописных традиций. Образ Христа, представленный в этой иконе, более реалистичен и индивидуален по сравнению с поздневизантийской иконописью. В нём преобладают мотивы созерцания, покоя и умиротворения, что делает его идеальным для молитвенного сосредоточения. Эта икона передает ощущение святости и величия, что особенно важно для икон, предназначенных для поклонения.
Кроме того, образ Христа на иконе отличается триумфальностью. Это подчеркивается выбором цветов: пурпурный хитон, который символизирует царственность и божественность, а также драгоценный оклад Евангелия, который он держит в руке. Вогнутая экседра за спиной Христа также является значимым элементом, так как она традиционно ассоциируется с императорским культом, что указывает на то, что Христос рассматривается как Царь царей.
Интересно, что икона демонстрирует влияние античных художественных приемов, особенно римской и фаюмской традиций. Фаюмская портретная школа известна своей реалистичностью и индивидуальностью изображаемых лиц. В частности, на иконе «Христос Пантократор» заметна асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса. Правая часть лица, освещенная светом, выглядит более гармоничной и спокойной, в то время как левая сторона, выполненная в более темных тонах, создает контраст, подчеркивая внутреннюю борьбу и сложность образа. Это разнообразие выражений и светотеневых эффектов добавляет глубину и многослойность к изображению, что было характерно для фаюмской живописи.
Таким образом, икона «Христос Пантократор» не только является важным произведением искусства, но и отражает сложные идеи о божественной природе Христа, его царственности и человеческой сущности. Она продолжает вдохновлять и удивлять исследователей, художников и верующих, оставаясь символом духовной и культурной наследия Византии.